Лучшие сюжеты онлайн-игр

Блог
Чего ожидают геймеры, запуская многопользовательскую игру? Интересных PvP-боёв, командных рейдов против боссов, роста персонажей в уровнях, самозабвенной возни с сотнями предметов экипировки и монотонного гринда монстров на спотах, но уж никак не увлекательного основного сюжета. С толково изложенными историями у публики чаще ассоциируются одиночные проекты — такие как третий «Ведьмак» или The Elder Scrolls V: Skyrim. Тем не менее среди MMO-хитов то и дело попадаются исключения — игры, где сценарий существует не просто для фона, а служит такой же важной частью проекта, как боевая и ролевая системы, даёт повод для фанатских споров и даже написания книг, вдохновлённых событиями виртуального мира. О таких произведениях и поговорим.

Star Wars: The Old Republic

Вряд ли кто-то станет спорить, что сюжеты в «Звёздных войнах» потрясающие — даже несмотря на их простоту. В них полно искренних эмоций, проявлений героизма, полётов в космосе, драк, политических интриг и неожиданных поворотов — одно только признание Вейдера в фильме «Империя наносит ответный удар» чего стоит. С душой проработаны не только сценарии основного киноцикла, но и ряда сериалов — чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть анимационные «Войны клонов». Игр это тоже касается. Как в своё время отметил Рэй Музика из BioWare, руководивший созданием SWTOR, в MMORPG было три ключевых аспекта — бой, исследование мира и развитие персонажа, а The Old Republic добавила четвёртый — сюжет.

Сценарий сотрудники BioWare создавали вместе с коллегами из LucasFilm и Lucas Arts, так что эту историю можно смело считать частью сложившегося в Star Wars канона. В ней тоже злые ситхи противостоят добрым джедаям, только действие происходит не в эпоху Люка Скайуокера и Хана Соло, а за более чем три тысячи лет до их встречи. В те древние времена галактику раздирала война между Республикой и Империей, восстановленной усилиями Дарта Вишейта. В какой-то момент адепты тёмной стороны прорвались к столице и вынудили своих соперников подписать Корусантское соглашение. С помощью этого договора ситхам удалось на время замирить джедаев. Но только на время.
Здесь бы обеим сторонам конфликта и успокоиться, но ситхи принялись поддерживать сепаратистов в разных уголках галактики. В свою очередь, защитники Республики тоже не сидели сложа руки — джедаи воспитывали новое поколение рыцарей и вмешивались в планы ситхов, когда предоставлялась возможность. В ходе удачной операции джедаям, как им показалось, удалось убить Вишейта, но это не привело к миру. Напротив, Дарт Малгус, ответственный за разорение Корусанта, решил захватить власть — дошло до того, что против него ополчились и Империя, и Республика. Этим хаосом воспользовались хатты, которым чуть было не удалось одержать верх. Впрочем, не будем портить вам удовольствие — о событиях игры лучше узнать самостоятельно, выполняя квесты.

Сценаристам из BioWare удалось сочинить целую эпопею, где действующих лиц больше, чем в «Войне и мире» Льва Толстого. А кому мало игровых приключений, может в дополнение найти и почитать специально написанные для фанатов SWTOR книги — «Роковой союз», «Обманутые», «Реван» и «Истребление».

The Lord of the Rings Online

Абсолютное большинство MMORPG сегодня — фэнтезийные. А представить себе жанр фэнтези без «Властелина колец» Джона Толкина — всё равно что представить физику без трудов Исаака Ньютона. По мотивам книг английского сказочника вышли фильмы, спектакли, оперы с симфониями и, конечно, игры. Почётное место среди них занимает The Lord of the Rings Online 2007 года, или, как её прозвали фанаты, LOTRO. Работой над проектом тогда занималась студия Turbine, где все понимали, насколько серьёзны ставки: надо было предложить поклонникам вселенной Толкина что-нибудь интересное, но в то же время не ударить в грязь лицом с сюжетом или антуражем. Вот почему авторы не стали изобретать велосипед — они просто положили в основу игры историю, изложенную во «Властелине колец».
Надо было, как мы уже отметили, предложить геймерам новый опыт, а заодно абстрагироваться от экранизации Питера Джексона (у Turbine были права только на книгу и ни на что другое). Поэтому разработчики пустили сюжет LOTRO в том же направлении, что и книжный оригинал, но подали события с более широкого ракурса. Иначе говоря, действие игры разворачивается параллельно похождениям Фродо и Сэма, но у игроков гораздо больший выбор локаций для посещения, рас для персонажей, интересных встреч с героями эпопеи и вообще интерактивных событий. Для ясности: здесь ничто не мешает принять участие в борьбе против короля-чародея ещё в Ангмаре, а не под стенами Минас Тирита, или выследить агентов Гримы в степях Рохана. К тому же приятно, что проходить основной сюжет, в отличие от большинства MMO, можно в одиночку.

Несмотря на богатый ассортимент планов, события одиночной кампании складываются в цельное повествование, ведущее к известной всем развязке. Примечательно, что авторы игры дорастили сюжет не только горизонтально, но и вертикально, то есть добавили в сценарий флэшбэки о прошлом Средиземья. Особенность хороших книг в том, что после их прочтения все хотят хоть какого-нибудь продолжения. И The Lord of the Rings Online даёт такую возможность — пользователи игры узнают больше о полюбившемся мире, а заодно повстречают героев из книг, включая Тома Бомбадила, Арагорна, Фродо и Сэма.

Final Fantasy XIV

К началу работы над этой MMORPG за плечами сотрудников японской компании Square Enix уже был более чем двадцатилетний опыт проработки мира Final Fantasy, его биомов, культур и конфликтов. Вдобавок студия уже выпускала онлайн-игры в этой же вселенной — достаточно вспомнить одиннадцатую часть серии. В общем, у авторов на руках было серьёзное творческое подспорье. Но это же означало, что от них требовалось, образно говоря, прыгнуть выше головы, чтобы затмить всё, что они делали ранее. Так появилась игра с порядковым номером XIV, которую с 2010 года считают одно из лучших MMORPG — во многом благодаря сюжету и его подаче.

Действие игры разворачивается на вымышленной планете Хайделин. Один из её континентов, Эорзия, стал ареной для политических интриг и завоеваний. Главным осиным гнездом выступила Гарлеанская империя, руководители которой использовали артефакты исчезнувшей цивилизации, чтобы соединить магию и технику. В итоге они сколотили самую грозную армию и начали свою экспансию, двигаясь с севера на юг. Свободные народы Эорзии собрали последние силы, чтобы дать бой агрессору, но в разгар войны меньшая луна планеты рухнула, вызвав ужасный катаклизм. Интересно, как это оформили в самой FFXIV: дизайнер Наоки Ёсида, знакомый публике по Dragon Quest, решил понемногу, зато каждый день увеличивать луну Даламуд в размерах. Игроки почуяли неладное, поползли слухи, а потом — бац! Катастрофа.
Благодаря способности героев видеть не только настоящее, но и прошлое Хайделина геймеры погружаются в многоплановое повествование. Они отражают натиск империи, отводят от Эорзии угрозу вторжения прималов — чудовищ, питающихся астральной энергией, а заодно ищут общий язык с расой зверолюдей, способной сыграть важную роль в судьбе фэнтезийного мира. Герои выясняют, что луна падает не просто так, а из-за ретранслятора в крепости Каструм Новус, да и не луна это вовсе, а темница самого могущественного примала — дракона Багамута, который после долгого заточения готов уничтожить весь континент. Чем он, собственно, и занимается, так что защитникам Эорзии надо вернуться в прошлое, чтобы заново начать спасение мира.

Отдельного внимания заслуживает уровень подачи истории. Это не просто сбор записок или строчка внизу экрана, которую большинство пользователей всё равно пропустит. Нет, здесь вы найдёте и постановку с кат-сценами, и актёрскую игру, и детальную проработку мотивов всех персонажей, включая антагонистов. Они не просто злые — у них есть свои резоны делать то, что они делают.

«Аллоды Онлайн»

В рассказе о лучших сюжетах онлайн-игр нельзя было обойти стороной и российскую MMORPG Аллоды Онлайн. История игры разворачивается в мире под названием Сарнаут. Когда-то это была целая планета, но в результате Великого Катаклизма она распалась на отдельные фрагменты, летающие в астрале — аллоды. Хотя сообщение между аллодами налажено магическим способом, такая раздробленность вселенной породила противостояние Лиги и Империи. Так и живёт Сарнаут: то вольные народы что-то не поделят, то демоны из астрала полезут, а без волшебства со многими напастями не справиться. Сюжет игры состоит из линий разных рас — здесь есть квесты орков, хадаганцев и Зэм (Империя), а также эльфов, канийцев и гибберлингов (Лига). Несмотря на то, что начать надо за одну из сторон, все сюжетные линии со временем сплетаются в одну историю.
Выполняя задания, пользователи узнают, почему Око Мира украшают памятники Незебу, некогда правившему хадаганцами, чем славен маг Яскер, в чём разница между магами и шаманами орков и как волшебник Тэп из расы Зэм погубил целую цивилизацию. Ответы игра даёт постепенно, выделяя на каждую главу по локации. Представьте себе пьесу, у которой для каждого акта придуманы уникальные декорации, не похожие между собой.
Разработчики из компании Astrum Entertainment не только справились с многоплановым повествованием, но и максимально приспособили его, по их же словам, к русскоязычной аудитории. Поэтому в «Аллодах Онлайн» можно встретить знакомые термины, отсылки к славянскому фольклору и не только это. Забавно, знаете ли, видеть на карте военный округ вместо области и НИИ вместо школы магии.

Guild Wars 2

Благодаря масштабности сюжет этой MMORPG нередко сравнивают с историей в Final Fantasy XIV. Действие происходит на планете Тирия, где магия дополнена технологиями стимпанка — уже изобретены, например, дирижабли и огнестрельное оружие. Игроки проходят серию кампаний, каждая из которых связана даже не с локацией, а с целым континентом. Причём стартовая карта называется так же, как и вся планета — Тирия. Раса людей, пришедшая сюда из другого мира, разделилась на гильдии, которые стали враждовать не только между собой, но и с прочими расами. Иногда такая воинственность была оправдана — как в случае с королевством Аскалон, которое долго защищалось от народа Чарр, но кошкообразные существа в итоге опустошили всю страну.
Пользователь начинает своё приключение, когда над Тирией нависает угроза Старших драконов. Она настолько сильна, что заставляет некогда враждовавшие народы дружить между собой и сообща бороться с прислужниками древних монстров — эти враждебные группировки и являются главными злодеями мира Guild Wars 2. А побеждать их надо в ходе PvE-миссий, объединённых «Личной историей» — это, по сути, основная кампания, прохождение которой занимает более сотни часов. История вариативная — она зависит от того, какую расу выбирает пользователь, как составит биографию персонажа и какому из трёх Орденов будет помогать. Но в итоге всё сводится к битве с главными врагами Тирии, путешествию к руинам королевства Орр и встречей с драконом Зайтаном.

Star Trek Online

Перед сценаристами этой MMORPG стояла непростая задача. С одной стороны, надо было удовлетворить запросы фанатов вселенной «Звёздного пути», которые держат в памяти события сразу нескольких телесериалов, книг и полнометражных фильмов. А с другой — сделать историю в дотошно проработанной вселенной понятной новичкам, едва отличающим вулканцев от ромуланцев. Но совсем без сюжета в Star Trek никак нельзя — это всегда была сага о решении героями логических и моральных дилемм, а вовсе не об экшене. Лишь Дж. Дж. Абрамс в постановке 2009 года добавил к уже известному сеттингу зрелищные драки. Тем не менее специалисты студии Cryptic справились со своими задачами на пять.

Формально разработчики поместили действие в начало 2410-х годов, то есть в эпоху «Следующего поколения» — когда происходят приключения капитана Пикара, Мистера Дейта, Джорди Ла Форжа, Уэсли Крашера и других персонажей из сериала более чем тридцатилетней давности. Но при этом в Star Trek Online также есть сюжетная кампания, действие которой разворачивается во времена оригинального сериала 1960-х, где Кирка и Спока сыграли Уильям Шетнер и Леонард Нимой. Кто хоть немного понимает, о чём речь, тот знает, насколько серьёзна разница между обоими произведениями в плане антуража и постановки, несмотря на одного и того же автора в лице Джина Родденберри. К счастью, сотрудникам Cryptic удалось выдержать соответствующий стиль в обоих случаях, за что созданную ими онлайн-игру и ценят поклонники «Стартрека».
Справились сценаристы игры и с многоплановостью. Независимо от выбора стартовой точки и расы героя, начинают все пользователи одинаково — вам под управление дают звездолёт и напутствие в стиле «Отправляйтесь туда, где не ступала нога человека». Но капитанам Федерации приходится быть осторожными во время миссий, ведь галактика трещит по швам из-за войны с клингонами и атак боргов. И поскольку задания в основной кампании Star Trek Online вдохновлены сюжетами сериалов, здесь нет однотипных ситуаций, характерных для MMORPG. Каждая высадка сулит приключение, каждый бой среди звёзд приносит награду, не говоря уже о фансервисе.

Dune: Awakening

Ещё одним подарком для любителей научной фантастики стала игроизация «Дюны» Фрэнка Герберта. В кампании MMO-игры студия Funcom, знакомая геймерам по Conan Exiles и Secret World Legends, пустила известный сюжет по новому руслу. Как мы знаем из оригинальной книжной серии, во вселенной «Дюны» сёстры Бене Гессерит устраивают браки аристократов таким образом, чтобы появился сверхчеловек, способный видеть и прошлое, и будущее. Именно таким суперменом становится Пол Атрейдес, получивший право владения пустынной планетой Арракис. Но в игре всё происходит иначе: леди Джессика родила герцогу Лето не мальчика, а дочь, как от неё и требовали. В итоге — никакого восстания фрименов, свержения императора и власти пророка над Дюной.
А это значит, что контроль над планетой, где добывают самый ценный в галактике ресурс, по-прежнему делят соперничающие дома Харконненов и Атрейдесов. Также по пескам снуют сардаукары императора и местные жители — фримены. Ни одна из сторон никак не может одолеть другую. Именно в этой ситуации геймер берёт на себя роль бывшего заключённого, направленного на Арракис главой Бене Гессерит с тайной миссией. На фоне непрекращающейся войны, интриг парламента знати (Ландсраада) и тайн, хранимых пустынным миром, игроки получают ответы на вопросы в стиле «а что, если?» — например, что случилось бы, если бы герцога Лето не убили. Такие вопросы посещали, наверное, всякого, кто читал книги Герберта или смотрел экранизацию Дени Вильнёва.

История Dune: Awakening ещё не окончена: разработчики постоянно развивают её, выпуская всё новые главы. Но им уже удалось создать весьма детальный сценарий, альтернативный литературной основе. Вот почему сюжет этой MMO-игры порадует всех, кто ждёт третьего фильма от Вильнёва, да и просто соскучился по старому доброму сайфаю.

А какие онлайн-игры с интересными сюжетами знаете вы?

20 Сентября 2025